ПРОБЛЕМА: «чёрная педагогика»
Это понятие введено не так давно. Я столкнулась с понятием «чёрная педагогика», читая книгу Алис Миллер «Воспитание, насилие и покаяние». По мнению автора, чёрная педагогика – социокультурное многовековое явление со своей технологией, принципами и традициями. Такой тип образования основан на принуждении, угрозах, насилии, цель которых сломить и минимизировать негативные качества ребенка, сопротивляющегося воспитанию и обучению.
Основные установки, которые заложены в «чёрной педагогике» (по мнению Алис Миллер):
1.родители априори заслуживают уважения только потому, что они родители
2.родители всегда правы
3.родители — безгрешны и лишены неконтролируемых инстинктов
4.нельзя обижать родителей
5.чувство долга способно породить любовь
6.запретами можно убить ненависть
7.ребенок не может говорить ос своих страданиях
8.дети априори не заслуживают уважения
9.послушание делает cильным
10.высокая самооценка вредна
11.заниженная самооценка способствует хорошим отношениям с людьми
12.бурно проявлять чувства вредно
13.суровое обращение – наилучший способ подготовить ребёнка к жизни
14.ласки по отношению к детям вредны
15.удовлетворение потребностей ребенка опасны
16.неискренняя благодарность лучше искренней неблагодарности
17.главное — благопристойное поведение, а не суть
18.тело нечто грязное и омерзительное
О чём книга. О последствиях воспитания и действий «во благо» ребёнка. О том, почему во внешне приличных и благополучных семьях вырастают наркоманы, маньяки, жертвы. Откуда идут корни этих воспитательных методов. О том, что любые педагогические приёмы никогда не заменят умение понимать ребёнка, проявлять чуткость к его потребностям и обидам, быть искренним и внутренне свободным. О последствиях запрета на выражение эмоций. О вреде иллюзии о «счастливом безоблачном детстве».
Алис Миллер известна также своей книгой «Драма одарённого ребёнка и поиск собственного Я».
Ниже приведу небольшой отрывок - послесловие к одной из частей книги.
«Лишь отказавшись от стремления воспитывать, можно прийти к пониманию истинной ситуации, в которой находится ребёнок. Это понимание заключается в следующем:
1. Ребёнок всегда невиновен.
2. У любого ребёнка есть жизненно важные потребности, среди которых потребность чувствовать себя в безопасности, уверенность, что у него есть защита, что его не обманывают, потребность в физической и эмоциональной ласке, душевном тепле.
3. Эти потребности редко бывают удовлетворены, но часто используются взрослыми в своих целях, что наносит ребёнку душевную травму.
4. Такое злоупотребление имеет далеко идущие последствия, которые часто ощущаются всю жизнь.
5. Общество находится на стороне взрослых и обвиняет ребёнка в том, что ему причинили.
6. Факт, что ребёнок является жертвой, как и прежде, отрицается.
7. Поэтому никто не видит последствий этого факта.
8. У ребёнка, оставленного наедине со своими бедами, нет другого выбора, чем подавить страдания и идеализировать тех, кто ему их причинил.
9. Подавление страданий ведёт к неврозам, психозам, психосоматическим нарушениям и преступлениям.
10. Для неврозов характерно вытеснение и отрицание собственных потребностей и замена их чувством вины.
11. При психозах издевательства (истязания, надругательства) становятся навязчивой идеей.
12. При психосоматических расстройствах человек страдает от перенесённой травмы, но причины этих страданий ему непонятны.
13. Преступник снова и снова стремится отыграть то, что с ним произошло: обман, совращение, истязания.
14. Терапевтические усилия могут увенчаться успехом лишь в том случае, если пациент не отрицает правду своего детства.
15. Психоаналитическая теория об «инфантильной сексуальности» узаконивает сексуальное насилие над детьми, обвиняя при этом ребёнка и выгораживая взрослых.
16. Фантазии помогают выжить. С их помощью ребёнок может «рассказать» о невыносимой реальности или скрыть её, то есть «обезвредить». Так называемое «выдуманное» переживание или травма всегда появляются там, где есть реальная травма.
17. В литературе, искусстве, сказках, сновидениях вытесненные детские переживания часто приобретают символическую форму.
18. Вследствие полного непонимания ситуации, в которой находится ребёнок, эти символические свидетельства страданий в нашей культуре не только признаются, но и высоко ценятся. Если бы люди поняли реальный смысл этих закодированных посланий, ситуация изменилась бы.
19. Преступление не перестаёт быть преступлением и в том случае, если преступник и жертва были слепы и заблуждались.
20. Новым преступлениям можно воспрепятствовать, только если люди научатся видеть в себе жертву в прошлом.
21. Если люди глухи к своему внутреннему голосу, то их сознание подвергается опасности стать жертвой политических, научных и других манипуляций».
В общем, всячески рекомендую.
Алис Миллер. Воспитание, насилие и покаяние
liojbuy
| среда, 18 марта 2015