с
Когда между родителями эмоциональная близость, то они не могут неправильно воспитать ребенка. При условии, что родители близки друг другу, уделяют внимание друг другу больше, чем ребенку, то психологическое состояние ребенка улучшается. Когда один из родителей уделяет ребенку больше внимания, чем супругу, тогда состояние ребенка ухудшается. Обычно поводом за обращением к психотерапевту является то, что кто-то за пределами семьи считает ребенка «трудным».
Семья имеет большое значение на формирование характера и поведения личности в будущем. Существуют следующие виды нарушений поведения:
Аддиктивное (зависимое) – стремление к уходу от окружающей действительности, изменение состояние психики с помощью психоактивных средств или фиксация внимания на деятельности, которая сопровождается развитием интенсивных эмоций. В итоге это лишает его воли, делает человека беспомощным.
Антисоциальное поведение – действие, которое противоречит законам, этики и морали.
Суицидальное – повышается риск совершить самоубийство.
Конформистское – приверженность к общепринятым точкам зрения, отсутствие самобытности, некритичное следование указаниям авторитетных лиц.
Нарциссическое – повышенная чувствительность к оценке окружающих, идея собственной грандиозности, снижение сопереживания.
Фанатическое – слепое следование какой-либо идее, нетерпимость к другим взглядам, часто может сопровождаться насилием, поступки других нередко оцениваются как враждебные.
Аутистическое – оторванность от реальности, погруженность в молчание, затруднение социальных контактов.
Ошибки воспитания, приводящие к нарушению поведения.
При гиперопеке (преувеличенная забота о детях) – родители лишают детей возможности самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать, преодолевать трудности. Это приводит к развитию чувства неуверенности в себе, комплексу неполноценности (заниженная самооценка, страх перед трудностями, неверие в свои способности). Часто это приводит к употреблению алкоголя, наркотических веществ. Этим заменяется комплекс неполноценности комплексом «реактивной грандиозности». После прекращения действия психоактивных веществ это состояние сменяется подавленностью и снижением настроения.
Предъявление непомерных требований к ребенку – требуется максимальная мобилизация, направленность на достижение успеха. Это становится самоцелью в ущерб духовному развитию. Основной недостаток такого воспитания – неспособность родителей выразить любовь к детям и друг к другу. Возможны постоянная высмеивание, ирония, наказание молчанием, что ведет к задержке развития личности и формирует у детей полярно-противоположное поведение. Возможно развитие чувство вины перед родителями, школой, обществом. Часто развивается зависимое поведение.
Непрогнозируемые эмоциональные реакции родителей – характерны неожиданные перепады настроения и отношения к детям. Дети не знают чего ожидать от родителей. За одно и тоже ребенок может быть наказан и поощрен. Дети чувствуют себя неуверенно и это становится постепенно чертой характера. В результате чего у человека постоянно наблюдается конфликтные межличностные отношения, неверие в стабильность брака, дружбы. Все это легко сочетается с аддиктивным поведением.
Гипоопека (недостаточное внимание к детям) – как правило формируется в неблагополучных, неполных семьях, особенно если родители страдают наркоманией или алкоголизмом. Дети предоставлены сами себе. Часто это сочетается с насилием в семье. Дети боятся находиться дома, предпочитая этому уличные компании. В следствии чего рано знакомятся с различными психоактивными веществами (ацетон, бензин, алкоголь и прочее). Все это задерживает развитие ребенка, интересы которого крайне ограничены. Зависимое поведение рассматривается как привлекательное. Если в семье один из супругов с зависимым поведением, то ребенку не уделяется достаточное внимание, т.к. большая часть внимания занята проблемами супруга/супруги. Дети из таких семей часто женятся или выходят замуж за лиц с зависимым поведением.