вечный странник
ТОП-5 детских страшилок из уст родителей
читать дальше
1. Я тебя любить не буду! В течение первого года жизни у ребенка формируется базовое доверие к миру. Мир он какой — добрый или злой? Чего мне ждать от него? Кто я? Как себя вести? Мама — это ответы на все вопросы. И то, насколько она чутка, отзывчива и нежна, либо вселяет в малыша уверенность, либо лишает ее — и хорошо если не навсегда. Профилактика: поразмыслить, что же должен думать о мире и о себе ребенок, если его даже собственная мама не любит?.. И еще. Какой урок он усвоит? Если мама за это любит, а за то нет, то значит у любви есть мера или даже цена?
2. Упадешь! Это самое часто употребляемое на детских площадках слово. Не лезь — упадешь. Не ходи — упадешь. Не стой — упадешь. Что бы ребенок ни делал — он все равно упадет. Кого же мы растим, в прямом и переносном смысле прививая упаднические настроения? Правильно, пессимистов. Многие из них добиваются заметного результата в жизни? У детей очень ярко выраженное чувство самосохранения. Вообще дети очень четко видят ожидания родителей не только за их словами, но и за интонацией. Если мама все время ждет, что ребенок набедокурит, он так и сделает. Профилактика: вместо того, чтобы "пророчить" недоброе от соприкосновения с опасностью, лучше предупредите ребенка о ней: "Вот сейчас будь осторожен, смотри под ножки!" — и подстрахуйте. Но не лишайте ребенка уверенности. Ему она очень нужна при исследовании мира.
3. Сейчас придет дядя и заберет тебя! Запугивание мифическим дядей не поддается логике. У ребенка полутора-двух лет еще нет информации, что есть на свете злые дяди, которые воруют детей, поэтому для них эти слова равносильны сотрясанию воздуха. Дети постарше уже могут сопоставить два простых факта: первый — есть плохие дяди, второй — если дядя придет, мама меня не спасет. Да, это опять про доверие к миру и к маме в частности. Профилактика: прежде чем произнести подобное, на секунду представьте гипотетическую ситуацию, в которой сбудутся ваши слова. Визуализируйте внутри себя всю гамму чувств, которую может испытать украденный дядей малыш. Достаточно страшно? А это именно то, что он чувствует в данный момент. И если маленькие дети не научились анализировать свои чувства и до конца их сознавать, все, что им остается — спрятать переживания внутри себя, раз мама не разрешает их показывать ("Мальчики не плачут!", "Ты плохой/плохая!", "Ничего страшного не случилось!"). Стоит ли удивляться потом агрессивным или, что хуже, равнодушным детям? Каприз — недостаточно веское основание для запугивания. Поймите насущную детскую потребность, озвучьте, предложите решение: "Ты плачешь, потому что хочешь кушать. Давай соберемся и пойдем домой, там я тебя покормлю вкусным обедом".
4. Сейчас я уйду, а ты останешься один. Страшилка, сродни предыдущей. Мама пугает ребенка самым для него ужасным — лишиться не только ее любви, но и даже и физического присутствия. Профилактика: как и раньше, поставить себя на место ребенка и мысленно визуализировать последствия сказанного, как если бы это произошло в реальности. А потом подыскать другие — созидательные — доводы, почему ребенку стоит пойти с вами. Иногда полезно включить изобретательность. Ребенок не хочет идти спать и горько плачет? Воздействуйте на его природное любопытство: "Ой, а пойдем посмотрим, кто там спать лег? По-моему, мишка храпит..."
5. Это кака, тебе нельзя, ты еще маленький! Страшилка неявная. Обычно произносится в моменты, когда взрослые делают что-то запретное, например, употребляют алкоголь или курят, а ребенок выпрашивает. Пожалуй, это первый опыт столкновения с родительским лицемерием. Почему вам вкуснятина и полезность, а для меня — кака? Чем я хуже? Тем, что я маленький? Значит, быть маленьким плохо — сплошные запреты. Зато когда я вырасту... Вы точно хотите, чтобы ребенок усвоил урок именно так? Профилактика: воспитывать себя. Да, это самое сложное — не делать того, что мы сами считаем плохим, и тем самым подавать детям положительный пример. Но за нас никто этого не сделает. Ребенок — зеркало взрослых. Кто назовет вещи своими именами? Даст определения "хороший" или "плохой"? Конечно, родители. Кто несет ответственность за то, какими вырастают дети? Они же, родимые.
читать дальше
1. Я тебя любить не буду! В течение первого года жизни у ребенка формируется базовое доверие к миру. Мир он какой — добрый или злой? Чего мне ждать от него? Кто я? Как себя вести? Мама — это ответы на все вопросы. И то, насколько она чутка, отзывчива и нежна, либо вселяет в малыша уверенность, либо лишает ее — и хорошо если не навсегда. Профилактика: поразмыслить, что же должен думать о мире и о себе ребенок, если его даже собственная мама не любит?.. И еще. Какой урок он усвоит? Если мама за это любит, а за то нет, то значит у любви есть мера или даже цена?
2. Упадешь! Это самое часто употребляемое на детских площадках слово. Не лезь — упадешь. Не ходи — упадешь. Не стой — упадешь. Что бы ребенок ни делал — он все равно упадет. Кого же мы растим, в прямом и переносном смысле прививая упаднические настроения? Правильно, пессимистов. Многие из них добиваются заметного результата в жизни? У детей очень ярко выраженное чувство самосохранения. Вообще дети очень четко видят ожидания родителей не только за их словами, но и за интонацией. Если мама все время ждет, что ребенок набедокурит, он так и сделает. Профилактика: вместо того, чтобы "пророчить" недоброе от соприкосновения с опасностью, лучше предупредите ребенка о ней: "Вот сейчас будь осторожен, смотри под ножки!" — и подстрахуйте. Но не лишайте ребенка уверенности. Ему она очень нужна при исследовании мира.
3. Сейчас придет дядя и заберет тебя! Запугивание мифическим дядей не поддается логике. У ребенка полутора-двух лет еще нет информации, что есть на свете злые дяди, которые воруют детей, поэтому для них эти слова равносильны сотрясанию воздуха. Дети постарше уже могут сопоставить два простых факта: первый — есть плохие дяди, второй — если дядя придет, мама меня не спасет. Да, это опять про доверие к миру и к маме в частности. Профилактика: прежде чем произнести подобное, на секунду представьте гипотетическую ситуацию, в которой сбудутся ваши слова. Визуализируйте внутри себя всю гамму чувств, которую может испытать украденный дядей малыш. Достаточно страшно? А это именно то, что он чувствует в данный момент. И если маленькие дети не научились анализировать свои чувства и до конца их сознавать, все, что им остается — спрятать переживания внутри себя, раз мама не разрешает их показывать ("Мальчики не плачут!", "Ты плохой/плохая!", "Ничего страшного не случилось!"). Стоит ли удивляться потом агрессивным или, что хуже, равнодушным детям? Каприз — недостаточно веское основание для запугивания. Поймите насущную детскую потребность, озвучьте, предложите решение: "Ты плачешь, потому что хочешь кушать. Давай соберемся и пойдем домой, там я тебя покормлю вкусным обедом".
4. Сейчас я уйду, а ты останешься один. Страшилка, сродни предыдущей. Мама пугает ребенка самым для него ужасным — лишиться не только ее любви, но и даже и физического присутствия. Профилактика: как и раньше, поставить себя на место ребенка и мысленно визуализировать последствия сказанного, как если бы это произошло в реальности. А потом подыскать другие — созидательные — доводы, почему ребенку стоит пойти с вами. Иногда полезно включить изобретательность. Ребенок не хочет идти спать и горько плачет? Воздействуйте на его природное любопытство: "Ой, а пойдем посмотрим, кто там спать лег? По-моему, мишка храпит..."
5. Это кака, тебе нельзя, ты еще маленький! Страшилка неявная. Обычно произносится в моменты, когда взрослые делают что-то запретное, например, употребляют алкоголь или курят, а ребенок выпрашивает. Пожалуй, это первый опыт столкновения с родительским лицемерием. Почему вам вкуснятина и полезность, а для меня — кака? Чем я хуже? Тем, что я маленький? Значит, быть маленьким плохо — сплошные запреты. Зато когда я вырасту... Вы точно хотите, чтобы ребенок усвоил урок именно так? Профилактика: воспитывать себя. Да, это самое сложное — не делать того, что мы сами считаем плохим, и тем самым подавать детям положительный пример. Но за нас никто этого не сделает. Ребенок — зеркало взрослых. Кто назовет вещи своими именами? Даст определения "хороший" или "плохой"? Конечно, родители. Кто несет ответственность за то, какими вырастают дети? Они же, родимые.
@темы: статьи, педагогическое