вечный странник
Хентай. Часть 1.
В Японии хентай продаётся абсолютно везде. В каждом комбини (продуктовом магазине) на стойке с прессой обязательно есть отдельная полка с хентаем. В маленьких книжных магазинах хентай составляет треть всего ассортимента, в больших книжных под порнографию отводится 2-3 этажа.
Типичными героинями являются медсёстры, домохозяйки, учительницы, школьницы, девушки в вагонах пригородных электричек и метро, к которым пристают незнакомцы.
По официальным данным, два самых популярных поджанра хентая — это насилие и секс с несовершеннолетними. Российская аудитория демонстрирует схожие предпочтения (см. результаты опроса из открытой группы «Хентай манга 16+»).
читать дальше
Эрогуро
Тематика эрогуро получила своё развитие в японской литературе и живописи 1920—30 годов. Это течение акцентируется на проявлении крайних форм насилия, эстетике и эротизме убийств и смерти и в целом на всём, что выходит за рамки нормы.
Несмотря на отсутствие чёткой классификации, в эрогуро можно выделить несколько основных тем: сцены изнасилований, избиений и истязаний, некрофилия, изображение суицида, ампутации конечностей, асфиксия (изображение агонии и смерти от недостатка кислорода), каннибализм, ритуальные убийства, различные связывания, пытки и другие варианты насильственной смерти жертвы.
Если вы думаете, что такой хентай найти очень трудно, я вас разочарую. Вбив в поиск вконтакте «хентай» и сняв галочку «безопасный поиск», я за пару минут без труда нашла хентай, где девушку пытают, а потом отрубают ей голову, и множество более «безобидных»: изнасилования одноклассниками/прохожими/родственниками/ животными/монстрами, групповые изнасилования, изнасилования бутылкой.
Лоликон и сётакон
По статистике, 30 % хентая содержит лоликон и сётакон, эротические сцены с участием детей 8—12 лет. Закон, запрещающий производство и распространение детской порнографии, в Японии рисованную продукцию не охватывает. Источником 80% всей детской порнографии (не только рисованной), которую можно найти в интернете, является Япония.
В лоликонной манге и аниме изображаются сексуальные отношения с участием девочек, в сётаконной — мальчиков. Эти жанры также появились в 1980-х годах. Сюжеты обычно посвящены сексуальным экспериментам между детьми либо описывают табуированные отношения, например, между учителем и учеником или братом и сестрой.
Лоликон - распространенное в Японии явление. Элементы лоликона в аниме (не хентае) встречаются весьма часто, в том числе и в детских и подростковых сериалах. Многие газетные киоски и книжные магазины широкого доступа открыто выставляют иллюстрированные издания, содержащие лоликон.
Существуют специализированные магазины, направленные на его поклонников. Считается, что их посещают офисные работники в возрасте от 20 до 30 лет, не возражающие против траты достаточно серьёзных сумм на такие дорогостоящие товары как фигурки и аксессуары. Магазины «бурусэра», торгующие школьными формами и купальниками, стремятся удовлетворить вкусы мужчин путём продажи грязных девичьих трусиков; мужчины могут назначить свидание девушке-подростку в «телефонных клубах», некоторые школьницы подрабатывают проституцией.
Исследовательница Шэрон Кинселла наблюдала за распространением сомнительных по достоверности публикаций на тему добровольной школьной проституции в японских средствах массовой информации в конце 1990-х годов, и предположила, что эти статьи появлялись в ответ на увеличение числа публикаций о «женщинах для утешения». «Возможно, образ счастливых девочек, добровольно продающих себя, облегчал социальную вину из-за существования [женщин для утешения]», — добавляет Кинселла.
Согласно заявлению японской некоммерческой организации CASPAR, лоликонные, а также другие аниме-журналы и игры поощряют сексуальные преступления. Эта организация, основанная в 1989 году, выступает за урегулирование вопроса об изображении несовершеннолетних в порнографических журналах и видеоиграх. Общественное внимание было привлечено к этому вопросу в конце 1980-х годов, когда Цутому Миядзаки похитил и убил четырех девочкек в возрасте от 4 до 7 лет; был подтверждён также факт совершения актов некрофилии с их трупами. Высокий суд Токио установил, что убийца находился в здравом уме, и что «убийство было преднамеренным и являлось результатом сексуальных фантазий Миядзаки».
Я уже слышу возмущенные крики: «Есть же и другие жанры! Выберите на свой вкус и смотрите!»
Ок, давайте посмотрим.
Например, юри (жанр манги и аниме, изображающий женские гомосексуальные отношения). Вот где, казалось бы, должна таиться нежность, забота и любовь к женщине, но нет. Основная целевая аудитория этого поджанра хентая — мужчины. В юрийном хентае вас ждут всё те же изнасилования (изнасилования женщин женщинами, групповые изнасилования мужчинами, изнасилования женщин футанари*) и члены, много членов. Юри не показывает реальный лесбийский секс, на экране мы видим лишь то, что сможет возбудить уже пресытившегося и искушенного зрителя.
«А как же яой?» — спросите вы. Многие защищают и оправдывают этот жанр, ведь это "не гет" и там "нет сексизма". На самом деле это не так. Далеко не так. Да, всё хуже, чем вы думали.
Яой — жанр манги и аниме, изображающий гомосексуальные отношения между мужчинами. Считается, что целевой аудиторией яоя и авторами яойной манги являются девушки и женщины, как правило, гетеросексуальные, он даже часто подается как жанр, сделанный женщинами для женщин.
Сначала кажется, что яой-романтика направлена на то, чтобы дать свободу девушкам, которые не хотят ассоциировать себя с главной героиней (кстати, подумайте, почему, и передайте привет внутренней мизогинии).
Сюжет завлекает и при этом опять навязывает традиционные гендерные роли: строгое разделение на "семе" (актив) и "уке" (пассив), феминность пассива, низкий рост (чаще всего), хрупкое телосложение, притом ко всему этому добавляют навязанный, стереотипный "истеричный", якобы чисто "женский" характер. Актив обычно властный, резкий, агрессивный. Море абьюза, романтизация изнасилования и просто обычное порно, порно, порно.
Да, девушки могут сколько угодно выгораживать этот поджанр хентая и доказывать, что он дает им свободу, но романтизация и нормализация насилия и изнасилования от этого никуда не исчезнет. И не важно, что на экране два юноши, если вы ассоциируете себя с одним из них, насильником или его жертвой.
Кстати, один из опросов показал, что мужчины (гомо-/би-/гетеросексуалы) составляют четверть поклонников яоя.
Но, но, но… есть же милый гетеро-хентай безо всяких извращений!
Хорошо, попытаемся найти такие фильмы «без насилия и изнасилований» и проанализировать их.
Продолжение следует.
* Футанари изображает гермафродитов, интерсексуалов или других людей, обладающих женским строением тела, дополненным органами, представляющими собой (либо напоминающими) пенисы или увеличенные клиторы — преимущественно в сочетании с женскими половыми органами либо без них. Термин охватывает также людей с обоими наборами половых органов и с мужским строением тела, но случаи их изображения крайне редки.
с
Хентай. Часть 2.
Но, но, но… есть же милый гетеро-хентай безо всяких извращений!
Хорошо, попытаемся найти такие фильмы «без насилия и изнасилований» и проанализировать их.
Для наглядности дадим героям воображаемого хентая имена – Мисаки-семпай и Юи-тян. На их примере я хочу привести вам ряд стереотипов, которыми окружены герои и героини «обычного» хентая:
Стереотип 1: однообразие образов.
В хентае вы можете видеть только 2 типа девушек: дерзких стесняшек с маленькой грудью и милых стесняшек с большой грудью. Иногда размеры варьируются, но общая схема остаётся неизменной. Здесь нет умных, интересных женщин, женщин с характером – есть только смущенные милашки, не способные отказать.
Стереотип 2, вытекающий, в общем-то, из первого: патологическая неуверенность в себе.
Главные героини хентая стесняются своего тела. Мисаки-семпай называет Юи-тян замечательной, она краснеет до слез, качает головой, потому что сама в это не верит. А как тут поверишь, когда всё, что Мисаки-семпая интересует в Юи-тян – её грудь?
Стереотип 3: болезненная зависимость от мужчин.
Увы, Юи-тян - настоящая «мужикорабыня», уж простите мне этот термин. Мало того, что она готова переспать с любым (любым!) мужчиной, так она еще и испытывает истерически-конвульсивные оргазмы от практически любой ласки.
Более того, она думает, что сильно любит Мисаки-семпая (даже если впервые увидела его минуту назад), испытывая настоящую одержимость, выкрикивая слова любви прямо во время полового акта. Буквально через две минуты Мисаки-семпай, настоящий альфа-самец, уже спит с другой женщиной, чем, очевидно, ранит чувства несчастной Юи-тян.
Стереотип 4: полное незнание своего тела.
«Мисаки-семпай, что... что… что ты делаешь? Она такая мокрая!» - обычная реакция со стороны Юи-тян на прикосновения. Постоянные комментарии с её стороны дают понять, что она совершенно не знакома с реакциями своего организма. Предположим, Юи-тян неопытна и девственна, но почему тогда Момо-сан, женщина сорока лет, реагирует точно так же? Женщина в мире хентая не знает своего тела, стесняется своей физиологии и знакомится с ней лишь руками (и не только руками) глупого школьника.
Стереотип 5. Самый страшный: даже в «милом» хентае женщина практически никогда не дает своего согласия.
Как только Мисаки-семпай начинает приставать к Юи-тян, она кричит ему, чтобы он остановился. «Нет, нет, не надо…. Пожалуйста, я чувствую себя странно» - умоляет она, но он продолжает мять её груди, лапать её и лизать. Ей некомфортно, ей не нравится то, что он с ней делает, но он всё равно продолжает. В итоге она якобы получает удовольствие — но только после того, как он буквально ломает все её барьеры.
Давайте называть вещи своими именами: Мисаки-семпай насилует Юи-тян, а потом нам показывают, что ей это очень понравилось. Что это, если не нормализация насилия?
Хентай порождает в умах мужчин (и мальчиков-подростков) идею о том, что женщины – лишь продукт, который можно использовать, когда захочешь, а в остальное время она будет любить тебя и смиренно ждать с приготовленным бенто. Образ женщины сжимается до резиновой куклы с огромной грудью и тонкой талией, готовой ради мужчин на всё.
Вывод. Чем плох любой даже самый мимишный и нежный хентай:
- Любой хентай даёт неправильное представление о женщинах, об их теле, анатомии, физиологии.
- В 99%* хентая есть элементы изнасилования, хотя бы то самое пресловутое «нет, нет, не надо…»
- Хентай порождает иллюзию, что все женщины только и ждут, что вы их изнасилуете, а потом страстно полюбят вас.
Хентай. Часть 3.
Влияет ли хентай на реальную жизнь? Если да, то как?
Порнография в целом и хентай в частности заменяют подросткам сексуальное просвещение. Например, с возможным влиянием хентая на молодежь связывают снижение объемов продаж презервативов в Японии с 700 млн до 200 млн в год, так как «презервативов не бывает в аниме или манге».
Полное искажение представлений о собственном теле и телах других людей, психологическая импотенция, невозможность возбудиться от вида реального тела — результаты влияния порно-индустрии.
В Японии рост преступлений на почве педофилии привёл к введению в 2014 году запрета на хранение детской порнографии, однако он не распространился на хентай. Его защитникам удалось доказать, что это бы нарушило «право свободы слова». Полагаю, правильнее было бы сказать о нарушении права крупных корпораций зарабатывать на хентае.
На некоторые сюжеты существует повышенный спрос. Один из японских цензоров уточняет: «Школьный секс, связывание, извращения — вот что продается. Это они [авторы] и рисуют». Согласно опросам и исследованиям, издание более реалистичной манги будет невыгодно производителям, формирующим собственное узкое представление о женской и мужской сексуальности.
В хентае женщин принуждают к сексуальным отношениям. Их насилуют бейсбольными битами, теннисными ракетками, мечами, ножами, бутылками, палочками от мороженого, свечами, пишущими принадлежностями, кистями для каллиграфии, волшебными палочками, видеокамерами, лупами и телескопами и т. д. Женские тела показывают как предметы, которые можно разглядывать, мучить, пытать и выбрасывать/убивать, когда они надоедают. В хентае сексуальное насилие над детьми подается как норма, как то, о чем дети и подростки мечтают, чего желают, на что напрашиваются.
Всё это защитники хентая часто оправдывают искусством и японскими традициями. Что мы думаем о таком искусстве, можно прочесть тут — vk.com/wall-57529824_106370 , поэтому поговорим о традициях.
Действительно, в Японии, как и во всех других странах, рисованная эротика была и раньше. Например, такие гравюры были широко распространены в средневековой Японии периода Эдо. Однако жанр эрогуро возник только в 1920-е годы, а лоликон/сётакон и юри/яой вообще появились совсем недавно - в 1980х годах, поэтому говорить о хентае как о «культурном наследии» и «вековых традициях японского народа» попросту смешно.
В качестве оправдания также часто используется миф о том, что в Японии один из самых низких процентов изнасилований в мире — всё потому, что хентай там разрешено свободно продавать везде и всем, в том числе несовершеннолетним. При этом два самых популярных поджанра хентая — это насилие/изнасилование (эрогуро) и секс с несовершеннолетними (лоликон / сётакон).
По официальной статистике, в Японии изнасилований в пять раз меньше, чем в России. Говорят, со статистикой не поспоришь, но я попробую. Если посмотреть статистику изнасилований по разным странам, можно увидеть интересную закономерность: например, Швеция окажется страной, где очень много изнасилований, а в некоторых странах, живущих по законам Шариата, их почти нет.
Всё дело в том, что статистика по изнасилованиям основана на случаях, зарегистрированных в полиции. И эти данные говорят нам лишь о том, что в Швеции пережившие сексуальное насилие не боятся обращаться за помощью и пытаться наказать насильника, и что каждое заявление рассматривается.
В странах, где женщина часто не может сообщить о пережитом изнасиловании под страхом смерти (её могут убить родственники за «позор семьи» или толпой забить камнями по решению суда) или это вообще не считается преступлением (супружеские изнасилования, изнасилования рабынь), количество изнасилований будет рекордно низким.
Мы знаем, что Япония — очень патриархальная страна, где изнасилование считается позором для жертвы и ее семьи. Это значит, что пережившие сексуальное насилие предпочитают не обращаться в органы правопорядка. Известно также, что японские полицейские зачастую отказываются принимать заявления или уговаривают обратившихся не подавать его.
Если я до сих пор вас не убедила, попробую зайти с другой стороны.
Еще одна очень популярная тема в хентае — сюжеты о том, как незнакомцы пристают к девушкам в вагонах пригородных электричек и метро — тикан. Этот термин используется в Японии для обозначения сексуального домогательства путем ощупывания находящихся рядом людей. Обычно это происходит в общественных местах, например, в переполненном транспорте.
Приставаниям в общественном транспорте, согласно результатам исследований, проведённым в начале 1990-х, подвергались 95% пользующихся метро женщин. В связи с этим на японских дорогах появился общественный транспорт «только для женщин», который ездит в час пик, и были приняты меры по существенному ужесточению наказания за тикан. В результате к 2000 году количество приставаний сократилось до 48,7%.
Тикан можно увидеть не только в хентае, но и в любых жанрах манги и аниме. Некоторые считают, что это — всего лишь отражение реальности. Я же думаю, что тикан в порно закрепляет домогательства как нечто привычное и нормальное, разжигает фантазии и таким образом конструирует реальность. Если это верно для одного поджанра, то верно для всего хентая.
Наконец, вишенка на торте.
Когда я искала исследования о влиянии хентая, то ожидала наткнутся на критику со стороны религиозных деятелей или феминисток, но нашла нечто совершенно другое. Я думаю, результаты моего поиска очень показательны, и сейчас вы поймете почему.
«Хентай, как и другие формы порнографии, часто критикуют за его нереалистичность. К примеру, Макото Сайто упоминает нереалистичное изображение мужского пениса, порождающее низкую самооценку и неуверенность в себе у мужчин».
или
«Некоторые японские гей-организации последовательно выступают против яоя (BL-манги), поскольку считают, что он «искажает реальные образы и поведение японских гомосексуалов».
И первое, и второе несомненно важно: комплексы и гомофобия это ужасно, и мы боремся против них. НО!
Что происходит когда речь заходит о женщинах в хентае? Когда мы говорим, что в хентае женщин изображают нереалистично, объективизируют, насилуют, убивают, что мы слышим в ответ? Что завидуем красивым тян, что это всё просто картинки и от них не пострадала ни одна женщина. Что мы ханжи, что мы не понимаем искусства. Да, да, просто не понимаем искусства!
Даже эрогуро рассматривается как вид искусства. Сайт Abоut.cоm пишет, что эрогуро может быть «понят и исследован при наличии предварительного багажа знаний» и что его «не следует бояться или подвергать осмеянию».
Лоликон (хентай с изображением секса с девочками 8-12 лет) описывается как форма борьбы с системой:
«Исследователь хентая и манги, профессор Хироки Адзума подчеркивает, что в среде отаку увлечение лоликоном — «наиболее удобная [форма протеста] против общества».»
Думаю, на этом примере можно легко понять, насколько по-разному патриархальное общество реагирует на проблемы мужчин и женщин.
В Японии хентай продаётся абсолютно везде. В каждом комбини (продуктовом магазине) на стойке с прессой обязательно есть отдельная полка с хентаем. В маленьких книжных магазинах хентай составляет треть всего ассортимента, в больших книжных под порнографию отводится 2-3 этажа.
Типичными героинями являются медсёстры, домохозяйки, учительницы, школьницы, девушки в вагонах пригородных электричек и метро, к которым пристают незнакомцы.
По официальным данным, два самых популярных поджанра хентая — это насилие и секс с несовершеннолетними. Российская аудитория демонстрирует схожие предпочтения (см. результаты опроса из открытой группы «Хентай манга 16+»).
читать дальше
Эрогуро
Тематика эрогуро получила своё развитие в японской литературе и живописи 1920—30 годов. Это течение акцентируется на проявлении крайних форм насилия, эстетике и эротизме убийств и смерти и в целом на всём, что выходит за рамки нормы.
Несмотря на отсутствие чёткой классификации, в эрогуро можно выделить несколько основных тем: сцены изнасилований, избиений и истязаний, некрофилия, изображение суицида, ампутации конечностей, асфиксия (изображение агонии и смерти от недостатка кислорода), каннибализм, ритуальные убийства, различные связывания, пытки и другие варианты насильственной смерти жертвы.
Если вы думаете, что такой хентай найти очень трудно, я вас разочарую. Вбив в поиск вконтакте «хентай» и сняв галочку «безопасный поиск», я за пару минут без труда нашла хентай, где девушку пытают, а потом отрубают ей голову, и множество более «безобидных»: изнасилования одноклассниками/прохожими/родственниками/ животными/монстрами, групповые изнасилования, изнасилования бутылкой.
Лоликон и сётакон
По статистике, 30 % хентая содержит лоликон и сётакон, эротические сцены с участием детей 8—12 лет. Закон, запрещающий производство и распространение детской порнографии, в Японии рисованную продукцию не охватывает. Источником 80% всей детской порнографии (не только рисованной), которую можно найти в интернете, является Япония.
В лоликонной манге и аниме изображаются сексуальные отношения с участием девочек, в сётаконной — мальчиков. Эти жанры также появились в 1980-х годах. Сюжеты обычно посвящены сексуальным экспериментам между детьми либо описывают табуированные отношения, например, между учителем и учеником или братом и сестрой.
Лоликон - распространенное в Японии явление. Элементы лоликона в аниме (не хентае) встречаются весьма часто, в том числе и в детских и подростковых сериалах. Многие газетные киоски и книжные магазины широкого доступа открыто выставляют иллюстрированные издания, содержащие лоликон.
Существуют специализированные магазины, направленные на его поклонников. Считается, что их посещают офисные работники в возрасте от 20 до 30 лет, не возражающие против траты достаточно серьёзных сумм на такие дорогостоящие товары как фигурки и аксессуары. Магазины «бурусэра», торгующие школьными формами и купальниками, стремятся удовлетворить вкусы мужчин путём продажи грязных девичьих трусиков; мужчины могут назначить свидание девушке-подростку в «телефонных клубах», некоторые школьницы подрабатывают проституцией.
Исследовательница Шэрон Кинселла наблюдала за распространением сомнительных по достоверности публикаций на тему добровольной школьной проституции в японских средствах массовой информации в конце 1990-х годов, и предположила, что эти статьи появлялись в ответ на увеличение числа публикаций о «женщинах для утешения». «Возможно, образ счастливых девочек, добровольно продающих себя, облегчал социальную вину из-за существования [женщин для утешения]», — добавляет Кинселла.
Согласно заявлению японской некоммерческой организации CASPAR, лоликонные, а также другие аниме-журналы и игры поощряют сексуальные преступления. Эта организация, основанная в 1989 году, выступает за урегулирование вопроса об изображении несовершеннолетних в порнографических журналах и видеоиграх. Общественное внимание было привлечено к этому вопросу в конце 1980-х годов, когда Цутому Миядзаки похитил и убил четырех девочкек в возрасте от 4 до 7 лет; был подтверждён также факт совершения актов некрофилии с их трупами. Высокий суд Токио установил, что убийца находился в здравом уме, и что «убийство было преднамеренным и являлось результатом сексуальных фантазий Миядзаки».
Я уже слышу возмущенные крики: «Есть же и другие жанры! Выберите на свой вкус и смотрите!»
Ок, давайте посмотрим.
Например, юри (жанр манги и аниме, изображающий женские гомосексуальные отношения). Вот где, казалось бы, должна таиться нежность, забота и любовь к женщине, но нет. Основная целевая аудитория этого поджанра хентая — мужчины. В юрийном хентае вас ждут всё те же изнасилования (изнасилования женщин женщинами, групповые изнасилования мужчинами, изнасилования женщин футанари*) и члены, много членов. Юри не показывает реальный лесбийский секс, на экране мы видим лишь то, что сможет возбудить уже пресытившегося и искушенного зрителя.
«А как же яой?» — спросите вы. Многие защищают и оправдывают этот жанр, ведь это "не гет" и там "нет сексизма". На самом деле это не так. Далеко не так. Да, всё хуже, чем вы думали.
Яой — жанр манги и аниме, изображающий гомосексуальные отношения между мужчинами. Считается, что целевой аудиторией яоя и авторами яойной манги являются девушки и женщины, как правило, гетеросексуальные, он даже часто подается как жанр, сделанный женщинами для женщин.
Сначала кажется, что яой-романтика направлена на то, чтобы дать свободу девушкам, которые не хотят ассоциировать себя с главной героиней (кстати, подумайте, почему, и передайте привет внутренней мизогинии).
Сюжет завлекает и при этом опять навязывает традиционные гендерные роли: строгое разделение на "семе" (актив) и "уке" (пассив), феминность пассива, низкий рост (чаще всего), хрупкое телосложение, притом ко всему этому добавляют навязанный, стереотипный "истеричный", якобы чисто "женский" характер. Актив обычно властный, резкий, агрессивный. Море абьюза, романтизация изнасилования и просто обычное порно, порно, порно.
Да, девушки могут сколько угодно выгораживать этот поджанр хентая и доказывать, что он дает им свободу, но романтизация и нормализация насилия и изнасилования от этого никуда не исчезнет. И не важно, что на экране два юноши, если вы ассоциируете себя с одним из них, насильником или его жертвой.
Кстати, один из опросов показал, что мужчины (гомо-/би-/гетеросексуалы) составляют четверть поклонников яоя.
Но, но, но… есть же милый гетеро-хентай безо всяких извращений!
Хорошо, попытаемся найти такие фильмы «без насилия и изнасилований» и проанализировать их.
Продолжение следует.
* Футанари изображает гермафродитов, интерсексуалов или других людей, обладающих женским строением тела, дополненным органами, представляющими собой (либо напоминающими) пенисы или увеличенные клиторы — преимущественно в сочетании с женскими половыми органами либо без них. Термин охватывает также людей с обоими наборами половых органов и с мужским строением тела, но случаи их изображения крайне редки.
с
Хентай. Часть 2.
Но, но, но… есть же милый гетеро-хентай безо всяких извращений!
Хорошо, попытаемся найти такие фильмы «без насилия и изнасилований» и проанализировать их.
Для наглядности дадим героям воображаемого хентая имена – Мисаки-семпай и Юи-тян. На их примере я хочу привести вам ряд стереотипов, которыми окружены герои и героини «обычного» хентая:
Стереотип 1: однообразие образов.
В хентае вы можете видеть только 2 типа девушек: дерзких стесняшек с маленькой грудью и милых стесняшек с большой грудью. Иногда размеры варьируются, но общая схема остаётся неизменной. Здесь нет умных, интересных женщин, женщин с характером – есть только смущенные милашки, не способные отказать.
Стереотип 2, вытекающий, в общем-то, из первого: патологическая неуверенность в себе.
Главные героини хентая стесняются своего тела. Мисаки-семпай называет Юи-тян замечательной, она краснеет до слез, качает головой, потому что сама в это не верит. А как тут поверишь, когда всё, что Мисаки-семпая интересует в Юи-тян – её грудь?
Стереотип 3: болезненная зависимость от мужчин.
Увы, Юи-тян - настоящая «мужикорабыня», уж простите мне этот термин. Мало того, что она готова переспать с любым (любым!) мужчиной, так она еще и испытывает истерически-конвульсивные оргазмы от практически любой ласки.
Более того, она думает, что сильно любит Мисаки-семпая (даже если впервые увидела его минуту назад), испытывая настоящую одержимость, выкрикивая слова любви прямо во время полового акта. Буквально через две минуты Мисаки-семпай, настоящий альфа-самец, уже спит с другой женщиной, чем, очевидно, ранит чувства несчастной Юи-тян.
Стереотип 4: полное незнание своего тела.
«Мисаки-семпай, что... что… что ты делаешь? Она такая мокрая!» - обычная реакция со стороны Юи-тян на прикосновения. Постоянные комментарии с её стороны дают понять, что она совершенно не знакома с реакциями своего организма. Предположим, Юи-тян неопытна и девственна, но почему тогда Момо-сан, женщина сорока лет, реагирует точно так же? Женщина в мире хентая не знает своего тела, стесняется своей физиологии и знакомится с ней лишь руками (и не только руками) глупого школьника.
Стереотип 5. Самый страшный: даже в «милом» хентае женщина практически никогда не дает своего согласия.
Как только Мисаки-семпай начинает приставать к Юи-тян, она кричит ему, чтобы он остановился. «Нет, нет, не надо…. Пожалуйста, я чувствую себя странно» - умоляет она, но он продолжает мять её груди, лапать её и лизать. Ей некомфортно, ей не нравится то, что он с ней делает, но он всё равно продолжает. В итоге она якобы получает удовольствие — но только после того, как он буквально ломает все её барьеры.
Давайте называть вещи своими именами: Мисаки-семпай насилует Юи-тян, а потом нам показывают, что ей это очень понравилось. Что это, если не нормализация насилия?
Хентай порождает в умах мужчин (и мальчиков-подростков) идею о том, что женщины – лишь продукт, который можно использовать, когда захочешь, а в остальное время она будет любить тебя и смиренно ждать с приготовленным бенто. Образ женщины сжимается до резиновой куклы с огромной грудью и тонкой талией, готовой ради мужчин на всё.
Вывод. Чем плох любой даже самый мимишный и нежный хентай:
- Любой хентай даёт неправильное представление о женщинах, об их теле, анатомии, физиологии.
- В 99%* хентая есть элементы изнасилования, хотя бы то самое пресловутое «нет, нет, не надо…»
- Хентай порождает иллюзию, что все женщины только и ждут, что вы их изнасилуете, а потом страстно полюбят вас.
Хентай. Часть 3.
Влияет ли хентай на реальную жизнь? Если да, то как?
Порнография в целом и хентай в частности заменяют подросткам сексуальное просвещение. Например, с возможным влиянием хентая на молодежь связывают снижение объемов продаж презервативов в Японии с 700 млн до 200 млн в год, так как «презервативов не бывает в аниме или манге».
Полное искажение представлений о собственном теле и телах других людей, психологическая импотенция, невозможность возбудиться от вида реального тела — результаты влияния порно-индустрии.
В Японии рост преступлений на почве педофилии привёл к введению в 2014 году запрета на хранение детской порнографии, однако он не распространился на хентай. Его защитникам удалось доказать, что это бы нарушило «право свободы слова». Полагаю, правильнее было бы сказать о нарушении права крупных корпораций зарабатывать на хентае.
На некоторые сюжеты существует повышенный спрос. Один из японских цензоров уточняет: «Школьный секс, связывание, извращения — вот что продается. Это они [авторы] и рисуют». Согласно опросам и исследованиям, издание более реалистичной манги будет невыгодно производителям, формирующим собственное узкое представление о женской и мужской сексуальности.
В хентае женщин принуждают к сексуальным отношениям. Их насилуют бейсбольными битами, теннисными ракетками, мечами, ножами, бутылками, палочками от мороженого, свечами, пишущими принадлежностями, кистями для каллиграфии, волшебными палочками, видеокамерами, лупами и телескопами и т. д. Женские тела показывают как предметы, которые можно разглядывать, мучить, пытать и выбрасывать/убивать, когда они надоедают. В хентае сексуальное насилие над детьми подается как норма, как то, о чем дети и подростки мечтают, чего желают, на что напрашиваются.
Всё это защитники хентая часто оправдывают искусством и японскими традициями. Что мы думаем о таком искусстве, можно прочесть тут — vk.com/wall-57529824_106370 , поэтому поговорим о традициях.
Действительно, в Японии, как и во всех других странах, рисованная эротика была и раньше. Например, такие гравюры были широко распространены в средневековой Японии периода Эдо. Однако жанр эрогуро возник только в 1920-е годы, а лоликон/сётакон и юри/яой вообще появились совсем недавно - в 1980х годах, поэтому говорить о хентае как о «культурном наследии» и «вековых традициях японского народа» попросту смешно.
В качестве оправдания также часто используется миф о том, что в Японии один из самых низких процентов изнасилований в мире — всё потому, что хентай там разрешено свободно продавать везде и всем, в том числе несовершеннолетним. При этом два самых популярных поджанра хентая — это насилие/изнасилование (эрогуро) и секс с несовершеннолетними (лоликон / сётакон).
По официальной статистике, в Японии изнасилований в пять раз меньше, чем в России. Говорят, со статистикой не поспоришь, но я попробую. Если посмотреть статистику изнасилований по разным странам, можно увидеть интересную закономерность: например, Швеция окажется страной, где очень много изнасилований, а в некоторых странах, живущих по законам Шариата, их почти нет.
Всё дело в том, что статистика по изнасилованиям основана на случаях, зарегистрированных в полиции. И эти данные говорят нам лишь о том, что в Швеции пережившие сексуальное насилие не боятся обращаться за помощью и пытаться наказать насильника, и что каждое заявление рассматривается.
В странах, где женщина часто не может сообщить о пережитом изнасиловании под страхом смерти (её могут убить родственники за «позор семьи» или толпой забить камнями по решению суда) или это вообще не считается преступлением (супружеские изнасилования, изнасилования рабынь), количество изнасилований будет рекордно низким.
Мы знаем, что Япония — очень патриархальная страна, где изнасилование считается позором для жертвы и ее семьи. Это значит, что пережившие сексуальное насилие предпочитают не обращаться в органы правопорядка. Известно также, что японские полицейские зачастую отказываются принимать заявления или уговаривают обратившихся не подавать его.
Если я до сих пор вас не убедила, попробую зайти с другой стороны.
Еще одна очень популярная тема в хентае — сюжеты о том, как незнакомцы пристают к девушкам в вагонах пригородных электричек и метро — тикан. Этот термин используется в Японии для обозначения сексуального домогательства путем ощупывания находящихся рядом людей. Обычно это происходит в общественных местах, например, в переполненном транспорте.
Приставаниям в общественном транспорте, согласно результатам исследований, проведённым в начале 1990-х, подвергались 95% пользующихся метро женщин. В связи с этим на японских дорогах появился общественный транспорт «только для женщин», который ездит в час пик, и были приняты меры по существенному ужесточению наказания за тикан. В результате к 2000 году количество приставаний сократилось до 48,7%.
Тикан можно увидеть не только в хентае, но и в любых жанрах манги и аниме. Некоторые считают, что это — всего лишь отражение реальности. Я же думаю, что тикан в порно закрепляет домогательства как нечто привычное и нормальное, разжигает фантазии и таким образом конструирует реальность. Если это верно для одного поджанра, то верно для всего хентая.
Наконец, вишенка на торте.
Когда я искала исследования о влиянии хентая, то ожидала наткнутся на критику со стороны религиозных деятелей или феминисток, но нашла нечто совершенно другое. Я думаю, результаты моего поиска очень показательны, и сейчас вы поймете почему.
«Хентай, как и другие формы порнографии, часто критикуют за его нереалистичность. К примеру, Макото Сайто упоминает нереалистичное изображение мужского пениса, порождающее низкую самооценку и неуверенность в себе у мужчин».
или
«Некоторые японские гей-организации последовательно выступают против яоя (BL-манги), поскольку считают, что он «искажает реальные образы и поведение японских гомосексуалов».
И первое, и второе несомненно важно: комплексы и гомофобия это ужасно, и мы боремся против них. НО!
Что происходит когда речь заходит о женщинах в хентае? Когда мы говорим, что в хентае женщин изображают нереалистично, объективизируют, насилуют, убивают, что мы слышим в ответ? Что завидуем красивым тян, что это всё просто картинки и от них не пострадала ни одна женщина. Что мы ханжи, что мы не понимаем искусства. Да, да, просто не понимаем искусства!
Даже эрогуро рассматривается как вид искусства. Сайт Abоut.cоm пишет, что эрогуро может быть «понят и исследован при наличии предварительного багажа знаний» и что его «не следует бояться или подвергать осмеянию».
Лоликон (хентай с изображением секса с девочками 8-12 лет) описывается как форма борьбы с системой:
«Исследователь хентая и манги, профессор Хироки Адзума подчеркивает, что в среде отаку увлечение лоликоном — «наиболее удобная [форма протеста] против общества».»
Думаю, на этом примере можно легко понять, насколько по-разному патриархальное общество реагирует на проблемы мужчин и женщин.